Пути Христовы

Независимый информационный сайт,
представляющий точки зрения
различных сфер исследований и познания.

 

Методические рекомендации *** по практике медитации.

Наши тексты созданы в т.ч.при помощи медитативного исследования библейских текстов. Соответственно, они – в дополнение к своему чисто информационному содержанию – написанытак же и как отправная точка для медитативного изучения глав Евангелий.

Следующие ниже 37 глав повторяют этапы, которые можно проследить по Евангелиям и в Откровениях Иоанна Крестителя. Работать с текстом рекомендуется именно в этой последовательности, прибегая по необходимости к помощи Евангелия от Иоанна и его Откровения. Изучение Библии, то есть чтение и сопоставление текстов, - лишь один из методов. В процессе изучения может прийти понимание текста и возможно самой сути Бога на более глубоком уровне.

Веб сайт содержит развернутый, разбитый на части текст, отдельные главы которого можно вызвать со страницы оглавления. Для основательного изучения текст рекомендуется распечатать.* В зависимости от настроек броузера и принтера, получается около 120 страниц.

Те, кто заинтересован в целостном методе изучения, включающем не затронутые чтением уголки души, после прочтения очередной главы могут сосредоточиться на осмыслении соответствующей ей главы Евангелия от Иоанна или другого источника, используя методы медитации. (Иоанн и его ученики особенно много занимались духовным анализом происходящего.)

Подробнее о практике медитации.

Существует несколько возможностей. Во-первых, действуют обычные правила всякой медитации: сознательным усилием либо через беседу с воображаемым существом внимание должно отвлечься от внешних раздражителей, эмоций и проблем, чтобы возникла открытость духа. Следует избегать чрезмерного воздействия усталости, голода, алкоголя, никотина и тому подобных вещей. Медитацию не должны нарушать телефонные звонки и другие помехи. Место должно быть уютным, то есть не находиться рядом с приборами, создающими сильное энергетическое поле (см. ссылки на биологию жилища). Опытный человек, возможно, сумеет сосредоточиться даже на площади в базарный день, но начинающим следует соблюдать эти советы. Раньше для погружения в медитативное состояние люди медленно с закрытыми глазами произносили текст из Евангелия (розенкрейцеры **). Чтобы внимание фиксировалось не на словах, а на смысле, текст предварительно заучивался наизусть. Согласно еще одному методу, чтение текста сопровождалось эвритмическими движениями. Можно также сначала прочитать текст, а затем закрыть глаза и предаться ощущению эффекта, который он производит. При этом следует избегать активного мышления, медитация начинается там, где останавливается сознательное мышление. Если мысли продолжают идти, их следует «наблюдать со стороны», но не додумывать. Это относится и к тем мыслям, которые на первый взгляд ничего не имеют общего с предметом медитации. Если не дают покоя мысли о внешних событиях, их можно записать и сознательно отложить на потом, чтобы освободить от них дух. Важные события и ощущения, проявившиеся в процессе медитации, также следует по возможности записывать, чтобы потом можно было проследить прогресс в собственном развитии. Созерцание, медитация ведут к углублению сознания, однако этот эффект не наступает автоматически.

При выходе из состояния медитации хорошо иметь под рукой блокнот, чтобы пометить в нем основные моменты. Во-первых, это поможет потом вспомнить видения; во-вторых, записи позволят проследить за развитием видений. Ведение ежедневной записи символов видений позволяет максимально раскрыть способность к восприятию. Начинает нарастать ощущение, что не все видения объясняются текущими событиями и реакцией психики на них, ощущение, что тут происходит нечто не менее важное, чем события дня.

Это не оккультные ритуалы, просто душе надо дать время раскрыться навстречу смыслу и Богу, не оставляя этот смысл на рассмотрение одному разуму. Сам по себе разум не есть зло, но одного его недостаточно для понимания. Со временем процесс затронет и преобразует все уровни человека, в том числе его волю и тело. Если во время медитации начинает приходить новое понимание, появляются символические образы, либо в жизни начинают происходить заметные события, значит те места в Евангелии, что могли быть воспроизведены в душе, достигли ее или хотя бы вызвали в ней отзвук. После этого нужно делать следующий шаг, особенно, если потребность в нем уже ярко ощущается. Возможно, прежде понадобиться вживаться в новую главу Евангелия целую неделю или, еще лучше, месяц. Можно не стремиться прорабатывать ее содержание на 100%, ведь этапы неотделимы друг от друга. Бог посылает человеку прозрение, когда он (Бог) сочтет это нужным сделать. Медитация может приблизить «звездный миг», но не в силах вызвать его наступление. Тем не менее, никакая теология не способна заменить эту практику внутренней деятельности, которая дает человеку не серую теорию, но возможность пройти путь Христа в собственных ощущениях.

Несмотря на возможности, которые дает медитация, существует столько же различных путей, ведущих к одной и той же цели, сколько на свете есть людей.

Иные формы медитации в христианском контексте

Хотя вышеупомянутая, специфическая по содержанию форма христианской медитации редко предлагается сегодня в церквях, на специальных церковных семинарах медитация все же проводится, хотя и в других формах. Ведь люди продолжают искать новый опыт. А вот церкви забросили в прошлые века свои собственные духовные и медитативные традиции. Теперь их приходится открывать заново. Для начала они принялись видоизменять буддистские формы медитации (дзен и простые формы трансцендентальной медитации), соединяя их со вступлением в христианском или нейтральном духе. Христианские мистики в состоянии покоя «впитывали» образы, иконы либо отдельные изречения Библии. В основной части работы, в главе «Покой в пустыне» упоминается сохранившаяся до наших дней на горе Афон практика греко-православных монахов, согласно которой они многократно повторяют фразу «кирие элейсон» (Господи, помилуй). Пение псалмов также может принимать созерцательно-медитативный характер. Однако самый простой способ мог бы оказаться наиболее эффективным - церкви могли бы подать хороший пример, перемежая службу в храме периодами тишины, как бы ожидая ответа, например, перед молитвой, во время нее и после нее, после проповеди, во время душеспасительной беседы и т.д. Тогда элемент медитации не стоял бы особняком и мог бы раскрыть свою ценность в сочетании со всем остальным. Помимо подготовки к постижению Божьих действий это могло бы придать всей жизни человека то медитативное качество, которого так трудно достичь в наше сумбурное время. Во всяком случае, когда любую медитацию без разбора называют «нехристианским делом», это звучит глупо и свидетельствует о неграмотности. Просто формы медитации, практикуемые некоторыми нехристианскими группами, более известны, чем христианские, но последние все равно существуют.

Медитация может наполнить новым содержанием жизнь даже тех людей, которые в поиске духовного опыта попали на опасный и негодный путь употребления наркотиков.

* ... Концентрированное исследование печатных текстов позволяет избежать последствий, возникающих, по мнению независимых исследователей, из-за чрезмерногоувлечения интернетом и "многозадачностью" (= одновременнымзанятием несколькими видами деятельности). PDF.

** Например в христианской школе Розенкрейцеров"Universitas Esoterica" в Берлине (Вольфганг Вегенер), просуществовавшей до 1984 года.

*** Предпосылкой для (глубокого) понимания этих страниц является обращение к вашему самопониманию, а также к соответствующим дополнительно применяемым методам (см. выше). С другой стороны, такое отношение к изучению текстов, равно как в философии и других науках,рассматривается какобщее правило серьезной работы («принцип доверия», Donald Davidson, "On the Very Idea of having a Conceptual Scheme", in "Proceedings and Adresses of the American Philosophical Association". Vol.47, 1973-1974, S. 19. (Дональд Дэвидсон. «Обидее концептуальной схемы»)).

 

Вернуться на главную страницу putichristovy.net

Пути Иисуса Христа, его вклад в развитие человеческого сознания, преобразование человечества и Земли. Независимый информационный веб сайт, представляющий точки зрения.

различных сфер исследований и познания, а также содержащий практические рекомендации для личного развития.